17 Авг

РОЛЬ СКАЗКИ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Садыкова Гульназ Загитовна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани, Республика Татарстан

Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет обучения.

Сущность правового воспитания заключается в формировании правового сознания и поведения гражданина, воспитания осознанного восприятия законов и уважительного к ним отношения. Это значит, максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

Главными задачами правового воспитания являются:

  1. Формирование у детей первоначальных правовых знаний на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
  2. Формирование модели единого культурного пространства «Ребенок – Семья – Социум»;
  3. Развитие уважения и терпимости к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
  4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
  5. Разъяснение общепринятых норм и правил поведения.

Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и патриотизм, и чувство собственного достоинства, и чувство защищенности.

Правовое воспитание на начальных этапах становления личности ребенка старшего дошкольного возраста представляет собой процесс, направленный на создание условий для приобщения ребенка к национальным и общечеловеческим ценностям, на основе которых происходит усвоение элементарных правовых норм. Именно сейчас, в период нестабильности, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Важно не упускать момента, когда потребности в получении информации в географическом, историческом, культурологическом, а также в правовом «исследовании» исходят от самих детей. Также важно при выборе содержания работы не перегружать детей большим количеством информации энциклопедического или правового характера, а сочетать эту работу с другими видами детской деятельности. Потребность в знаниях историко-географического, культурологического и правового характера возникает в ходе чтения детской художественной литературы и, особенно, в процессе слушания сказок народов мира. Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной и личностной сферы ребенка.

Все мы знаем – детям нравятся сказки. Для них в равной степени привлекательны и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Дети легко запоминают сказку. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит его напрямую, она предлагает образы, которыми ребенок наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Сказка в конкретных образах раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества и сострадания. Сказка помогает формировать у детей правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям. Сказки несут информацию о выработанной в обществе системе ценностей, в том числе и правовых, целую программу позитивных форм поведения. В них закладываются варианты правового воспитания. Прививаются понятия о том, что обязательно надо делать, что разрешено делать и что запрещено делать. Сохраняясь в памяти, сказки становятся неотъемлемой частью детского сознания, а самые элементарные и в то же время самые важные представления «о правах человека», отраженные в их содержании, закрепляются в сознании и определяют нормы поведения ребенка.

При ознакомлении детей с правами и обязанностями необходимо опираться на текст Всеобщей декларации прав человека. Но тексты правовых документов сложны для детей. И поэтому они должны быть переведены на язык доступный восприятию детей. А сказки будут здесь выступать в качестве наглядных примеров.

Именно сказки служат основным средством знакомства детей с жизнью других народов, разных времен, с их национальными обычаями, традициями и бытом. Так, например, читая «Сказку о золотой рыбке», можно показать как раньше выглядели дома. Необходимо учить детей видеть другую историческую эпоху. В работе по географии самое главное – учить детей обнаруживать взаимосвязи между географическим положением местности и образом жизни людей. В работе по воспитанию понимания общего и различного в традициях народов, уважения к «чужому» мировоззрению, отличающемуся от «своего». А в плане воспитания основ правовой культуры, из рассказов взрослого ребенок должен знать, что мы живем в мире права. Помногу раз мы становимся участниками различных отношений, регулируемых нормами права. В большинстве случаев мы знаем, как вести себя в силу сложившихся традиций, и лишь в отдельных случаях мы изучаем правовые источники. Ознакомление с отдельными статьями «Всеобщей декларации прав человека» посредством сказки, позволит детям легко понять их содержание. Сказки помогут детям разобраться в жизни, самостоятельно находить правильные ответы на сложные этические вопросы. В этом заключается социальная ценность сказки. В этом ее сущность воспитания будущего гражданина страны.

Читая сказки «Кот, лиса и петух», «Серая шейка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно довести до сведения детей, что каждый человек имеет право на жизнь, и никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека.

Знакомство с правом на неприкосновенность жилища прослеживается в сказках разных народов, часто таких схожих, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения. В этом легко убедиться, сопоставив такие сказки, как украинскую «Рукавичка» и русскую «Теремок». Сходство сюжетов и сюжетных ситуаций оттеняют различия, очень существенные с точки зрения передачи художественной мысли.

Сказка «Заюшкина избушка» может навести детей на размышление: есть ли где-нибудь на земле места, где дом был бы сделан из льда и снега. А главное – ответить на вопрос, кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права, право на неприкосновенность жилища.

Читая сказку «Гадкий утенок», можно объяснить детям, что каждый ребенок имеет право на семью, на заботу родителей. А ненецкая сказка «Кукушка» и татарская сказка «Три дочери» показывают нам, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.

Прочитав сказку В. Гаршина «Лягушка – путешественница» можно обсудить, как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности.

Хорошо известно, что народное творчество проникнуто верой в торжество справедливости и чувством горящей любви к Родине. Однако не следует от детей ждать взрослых форм проявления этой любви. Но если в результате прослушивания детской художественной литературы, ребенок будет располагать знаниями о родной стране, ее географии, природе, истории, культуре, символике, если он будет проявлять интерес к приобретенным знаниям, а также играть , проявляя собственную активность, то можно считать задача воспитания основ правовой культуры выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дубинина Д.Н. Мир вокруг меня. – Мн., 2006. – 165 с.
  2. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / Авт.-сост.: Е.В. Соловьева, Т.А. Данилова, Т.С. Лагода, Н.М. Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 88 с.
  3. Воспитание у дошкольников основ правовой культуры. Метод. пособие Л.А.Чупракова под науч.ред. Р.К. Шаеховой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.