17 Авг

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО В ГАПОУ СО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Озорнина Светлана Георгиена, старший методист; Маций Наталия Семеновна, преподаватель, ГАПОУ СО «Екатеринбургский монтажный колледж» г. Екатеринбург

Аннотация: В статье представлен опыт организации и проведения экзамена квалификационного по профессиональному модулю ПМ. 04 “Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов” (далее – ПМ.04) специальности 08.02.01 “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений”.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, экзамен квалификационный, профессиональный модуль, общие и профессиональные компетенции, критерии оценивания.

Введение нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) связано с изменениями требований к результатам освоения образовательных программ, а именно, готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, освоение профессиональных компетенций, развитие общих компетенций в ходе профессионального обучения.

Оценка результатов обучения предполагает определение соответствия индивидуальных образовательных достижений студентов требованиям потребителей образовательных услуг. Цель оценки – установление соответствия освоенных (продемонстрированных в процедурах оценки) профессиональных и общих компетенции обучающихся требованиям ФГОС СПО. Для качественного и объективного контроля и оценки необходимо разработать виды, формы и процедуры контроля; объекты оценивания; а также определить критерии оценки, спланировать процедуру контроля (условия допуска), создать методическое обеспечение и др.

Формой промежуточной аттестации по профессиональному модулю является экзамен квалификационный, который предполагает организацию проверочного испытания и оценку готовности студента к реализации определенного вида профессиональной деятельности.

Экзамен квалификационный является завершающей формой оценки достижений обучающихся по профессиональному модулю и позволяет выявить готовность студента решать профессиональные задачи с опорой на знания и умения, приобретенные в процессе освоения междисциплинарных курсов, и опыт, полученный во время технологической практики.

Экзамен квалификационный представляет собой:

– совокупность регламентированных процедур, целью которых является проверка овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями (далее – ПК) студентами;

– форму независимой оценки результатов обучения с участием представителей социального партнера или работодателя.

В нашем колледже разработано “Положение о порядке организации и проведения экзамена квалификационного для оценки результатов освоения профессионального модуля студентами” [2], которое определяет требования к итоговой аттестации по профессиональному модулю программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования, в том числе к содержанию и процедуре экзамена.

Согласно ФГОС СПО по специальности 08.02.01 “Строительство и эксплуатация зданий и сооружений” [3] в состав профессионального модуля ПМ.04 входят: МДК.04.01. Эксплуатация зданий, МДК.04.02. Реконструкция зданий и в рамках вариативной части – МДК 04.03. Оценка технического состояния зданий и сооружений.

Условием допуска к экзамену квалификационному является успешное освоение студентом всех элементов программы профессионального модуля – МДК, технологической практики, а также положительная характеристика и рекомендации работодателя. Промежуточный контроль освоения ПМ.04 осуществляется в форме дифференцированного зачета по МДК и зачета по технологической практике.

Контроль и оценка по технологической практике проводятся на основе наблюдения за деятельностью студентов во время практики, экспертной оценки процесса выполнения разнообразных заданий и результатов деятельности студентов, качества оформления и содержания предоставленной студентами документации (отчета по практике и оценочного листа освоения практики) [1]. В качестве экспертов, осуществляющих оценку деятельности студентов во время практики, выступают руководители практики от колледжа и представители работодателя.

Условием успешной аттестации на экзамене квалификационном является положительная оценка освоения всех профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям:

ПК 4.1. Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий.

ПК 4.2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений.

ПК 4.3. Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий.

ПК 4.4. Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и реконструкции зданий.

С целью подготовки к организации и проведению экзамена квалификационного в колледже для педагогов, реализующих данный ПМ.04, были проведены обучающий семинар и индивидуальные консультации. Педагоги обсудили процедуру проведения экзамена, рассмотрели требования к проведению экзамена, изучили особенности формулировки практических заданий, разработали сами задания и критерии их оценивания, определили структуру и критерии оценки итогового проекта [4].

Для оптимизации деятельности по выработке единых подходов к организации педагогического контроля и оценки достижений студентов по профессиональному модулю ПМ. 04 в колледже состоялись заседания методического объединения строительных дисциплин. Результатом заседаний и последующей работы стали:

– разработка и утверждение фонда оценочных средств для проведения промежуточного контроля по ПМ.04, включающего в себя паспорт, комплект контрольно-оценочных средств,

– методика проведения экзамена квалификационного (время, место, форма и условия проведения, система оценивания представленного результата, методика общей оценки по итогам освоения ПМ.04, особенности индивидуальной образовательной траектории студента при освоении ПМ.04);

– рабочая программа ПМ. 04;

– программа технологической практики по ПМ.04;

– разработка оценочных листов общих и профессиональных компетенций студентов;

-экзаменационные билеты;

– пакет экзаменуемого (информация для студентов по подготовке и порядку проведения экзамена квалификационного по ПМ.04: основные понятия и термины, ссылка на “Положение о порядке организации и проведения экзамена квалификационного для оценки результатов освоения профессионального модуля студентами”, общие и профессиональные компетенции, дата, время, место, цель, форма проведения экзамена квалификационного, состав квалификационной комиссии, условия допуска и задания к экзамену квалификационному, форма представления выполненного задания, критерии оценки презентации и защиты проекта);

– свидетельство об освоении вида профессиональной деятельности.

Полный пакет документов для проведения экзамена был подготовлен заведующим отделением и содержал: приказ о проведении экзамена квалификационного, экзаменационную ведомость по дифференцированным зачетам, отчет по технологической практике с оценкой работодателя деятельности студента, оценочный лист результатов освоения технологической практики, экзаменационную ведомость экзамена квалификационного по ПМ.04, журнал учебных занятий, зачетные книжки студентов.

Исходя из структуры и особенностей ПМ.04 и с целью более полного оценивания общих и профессиональных компетенций была определена форма организации экзамена как комбинированный, состоящий из: ответа на вопрос, содержащийся в экзаменационном билете, защиты проекта (по заранее выданному заданию) и представления студентами портфолио практических работ, выполняемых ими в ходе изучения МДК 04.03, и раскрывающих индивидуальные образовательные достижения студентов в диагностике и оценке технического состояния отдельных конструктивных элементов здания колледжа.

Задания для выполнения проекта разработаны с учетом практико-ориентированного направления в обучении студентов, составлены в 2 –х вариантах: индивидуального выполнения (вариант 1), для выполнения в группе /бригаде (вариант 2), и имеют разный уровень сложности (в зависимости от формы /очной или заочной/ обучения студентов).

 

Примеры практических заданий

 

Вариант 1.

(Индивидуальное задание)

Вариант 2.

(Групповое задание)

 

Условия подготовки к экзамену
Задание выдается за 15 дней до даты проведения экзамена.

 

Задание для каждого студента индивидуальное и состоит из существующего проекта плана одного типового этажа здания общежития (коридорной планировки), выполненного в системе автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD.

Учебная группа разбивается на бригады, состоящие из 3-4 человек. Задание выдается за 10 дней до даты проведения экзамена. Задание для всех бригад единое и состоит из архитектурной части существующего проекта здания, выполненного в системе автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD.
Задание
Предусмотреть реконструкцию типового этажа общежития:

– выполнить перепланировку типового этажа общежития на отдельные квартиры со всеми необходимыми удобствами (2-х комнатные и 1-комнатные) в соответствии с современными требованиями;

– обосновать принятую планировку квартир;

– выбрать материалы, необходимые для работы;

– рассчитать объем работ, стоимость материалов и работы.

 

Предусмотреть реконструкцию существующего спального корпуса дома отдыха:

– выполнить перепланировку спального корпуса с размещением одно- и двухместных номеров (эконом класса и повышенной комфортности – люкс) с размещением в каждом номере санузла, душевой кабины или ванны;

– предусмотреть на первом этаже расположение буфета или кафе;

– предусмотреть на втором этаже комнату для расположения библиотеки и детскую игровую комнату;

– дать обоснование принятому планировочному решению;

– рассчитать объем работ, стоимость материалов и работы.

Требования к результату выполнения задания и форма представления результатов (для обоих вариантов)

Разработанный проект должен быть представлен в виде эскизов, выполненных в системе автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD на листах формата А3, и презентации, созданной средствами MS PowerPoint.

Защита проекта проходит в виде презентации и представлением выполненных эскизов.

Время, отведенное на защиту проекта, – 30 минут.

 

Экзамен квалификационный проходит в учебной аудитории, оборудованной мультимедийной техникой. Защита выполненной работы сопровождается представлением выполненных эскизов и презентацией разработанного проекта. Выполненный проект и последующая его защита позволяют студентам продемонстрировать свое умение работать с нормативно-технической документацией при выборе схемы планировки помещений, знание строительных материалов, необходимых для выполнения перепланировки, практический опыт по осуществлению реконструкции зданий.

По результатам индивидуальной защиты оцениваются сформированные компетенции каждого студента. Результат определяется согласно критериям оценивания, исходя из того, насколько студент смог раскрыть свой творческий потенциал, проявить индивидуальность, показать свои знания, продемонстрировать достигнутый результат на защите проекта.

При работе в бригаде студенты демонстрируют умение работать в коллективе; брать на себя ответственность за работу других членов команды и за достижение результата; принимать решения и уметь их обосновать.

Таким образом, защита проекта позволяет оценить умения студентов самостоятельно и сообща решать практические задачи и проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, сформированность аналитических, исследовательских, практических навыков, способность к творческому мышлению, интеграции межпредметных знаний, аргументации собственной точки зрения.

Публичная защита проектов студентами дала возможность ознакомиться с результатом работы всех проектных групп и в процессе обсуждения выявить достоинства и недостатки каждого проекта. Полученный опыт студенты смогут использовать при выполнении выпускных квалификационных работ.

Данная модель проведения практического этапа квалификационного экзамена дает возможность оценивать общие и профессиональные компетенции студентов и их профессиональную подготовку.

Экзамен квалификационный по ПМ.04 принимает квалификационная комиссия, в состав которой входят преподаватели, ведущие занятия по междисциплинарным курсам, руководитель практики, работодатель – независимый эксперт (исполнительный директор ООО “Новация” (проектный институт, занимающийся разработкой комплексной проектно-сметной документации для строительства и реконструкции гражданских и промышленных объектов, памятников истории и культуры).

Оценка степени проявления показателей осуществляется на основе анализа устного ответа студента, представленной защиты проекта и портфолио работ по МДК 04.03.

Члены комиссии в листах экспертной оценки фиксируют баллы, отражающие степень освоения студентом общих и профессиональных компетенций, определяющих готовность студентов к осуществлению такого вида профессиональной деятельности как организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов. Решение о результате экзамена квалификационного выносится комиссией открытым голосованием простым большинством голосов на основании подсчета результатов по установленным критериям оценки, представленным в комплекте оценочных средств.

Итогом проведения экзамена является однозначное решение: “вид профессиональной деятельности освоен / не освоен с оценкой….(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)”.

Принятое решение заносится председателем аттестационной комиссии в экзаменационную ведомость и протокол, зачетную книжку студента. По итогам экзамена квалификационного студенту выдается Свидетельство об освоении профессионального модуля.

По итогам оценивания следует проводить анализ положительных и отрицательных индивидуальных и групповых результатов, определять точки роста.

Участие разных субъектов образовательного процесса в организации экзамена квалификационного, их независимая оценка позволяют объективно оценить готовность студентов к реализации определенного вида деятельности по завершении профессионального модуля.

Итак, квалификационный экзамен проводится как процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателей и направлен на оценку овладения квалификацией, соответствующей профессиональному модулю ПМ.04 «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов» специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Присутствие на защите представителя работодателя повышает значимость полученной оценки в глазах студентов. Вместе с тем, опыт первых лет проведения экзамена квалификационного показывает, что работодатель пока неохотно соглашается принять на себя возложенную государственным документом (ФГОС СПО п 8.3) функцию внешнего эксперта.

Проанализировав итоги проведения экзамена квалификационного в нашем колледже, можно сделать вывод о том, что реализация программы профессионального модуля ПМ.04 «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов» прошла успешно. Результаты экзамена, отзывы экспертов свидетельствуют об объективности и действенности разработанного инструментария.

Но вместе с тем обозначим ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание всем, кому в дальнейшем предстоит организовывать экзамен по профессиональному модулю:

  • оптимальность включения в состав квалификационной комиссии преподавателей смежных дисциплин, студентов выпускных курсов;
  • сложность оценки ряда компетенций (например, работа в коллективе, ответственность за работу коллектива-бригады) в процессе проведения экзамена;
  • необходимость совместной работы педагогов по разным дисциплинам при корректировке и обновлению заданий и контрольно-оценочных средств;
  • актуальность вопроса подготовки более точной формы общего практического задания с целью объективной оценки компетенций на его основе;
  • группировка общих и профессиональных компетенций при формировании заданий таким образом, чтобы задание одновременно подразумевало проверку обеих групп компетенций;
  • более подробное и доступное информирование студентов об условиях и требованиях к проведению экзамена, о критериях оценивания, предъявляемых к результату выполнения заданий;
  • учет современных тенденций и направлений в строительной отрасли при разработке заданий;
  • активное привлечение работодателей не только к экспертной оценке аттестационных материалов, но и к процессу разработки содержания экзамена.

Полагаем, что накопленный опыт организации и проведения экзамена квалификационного позволит обсудить и внести ряд необходимых изменений и дополнений в уже имеющееся «Положение о порядке организации и проведения экзамена квалификационного для оценки результатов освоения профессионального модуля студентами».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мусенова Э.А., Есенков Ю.В. Проблема оценки сформированности общих и профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 11. – С. 24-29
  2. Положение о порядке организации и проведения экзамена квалификационного для оценки результатов освоения профессионального модуля студентами. – ГАПОУ СО ЕМК, 2013.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений/приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. N 965 (с изм. от 29 декабря 2015 года). URL:http://минобрнауки.рф/документы/7570
  4. Шапошникова Т.Л., Романов Д.А., Пастухова И.П. Методические аспекты диагностики сформированности компетенций // Среднее профессиональное образование. – – № 11. – С. 26-31

Комментарии закрыты.