ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РУССКАЯ БЕРЁЗКА»
Образовательные задачи интегрированного занятия:
– Закрепить знания детей об осени и осенних явлениях;
– Формировать представления о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;
– Расширять и активизировать словарь.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
-Воспитывать уважение друг другу.
Предварительная работа: рассматривание осенних иллюстраций, гербарий, презентаций, наблюдения за деревьями на территории ДОУ, беседа об осенних явлениях.
Планируемые результаты: проявляет интерес к окружающему миру, знает о сезонных изменениях в природе; принимает активное участие в подвижной игре, рисовании, конструировании.
Ход занятия:
Дети заходят в зал, их встречает Бабушка.
Здравствуйте ребята, здравствуйте мои внучата, здравствуйте гости дорогие. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Сегодня, ребята, прилетела птичка и рассказала необычную историю, а я не смогла ей ничем помочь. Может, вы мне поможете? Так вот слушайте.
Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?». Но никто ей ничего не мог ответить.
На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.
И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит. Прилетели, поздоровались и спрашивают: «Тетушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?». Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы…».
Дети – Осень!
Бабушка: Волшебница Осень корзинку оставила, я вам ее дарю.
Ведущая: Давайте посмотрим, что в ней. Да там листочки. Ребята расскажем, какая бывает осень? Сейчас вы будете брать по одному листочку и говорить, что вы знаете об осени. А можно я первая начну?
– Осенью очень часто идут дожди (Дети продолжают рассказывать все то, что знают об осени).
Ведущая: Ребята, а может вы, знаете осенние приметы или пословицы, поговорки об осени.
Пословицы
- Коли ясно, то и осень прекрасна.
- Осень идет, и дождь за собой ведет.
- Красна весна цветами, а осень пирогами.
- От осени к лету, поворота нету.
- Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Приметы
- Осенью паутина на ясную погоду.
- Гром в сентябре – теплая осень.
- Много желудя на дубе – к лютой зиме.
- Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.
Загадки:
- Пришла без красок,
И без кисти,
И перекрасила все листья.
(Осень)
- Под ногами лежат,
Зашагаешь – шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
(Листья)
- И красива, и стройна,
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая… (Березка)
Ведущая: А листочки у вас в руках, с какого дерева?
Дети: С березы.
Ведущая: А что вы знаете о березе? А для чего она нам нужна? А знаете ли вы, какую пользу приносит нам она? (дети говорят о красоте березы)
– А давайте мы с вами вместе узнаем. И поможет нам в этом бабушка.
Бабушка: Конечно, помогу. Берёза волшебное дерево, все части у неё очень полезные: листочки, ствол, веточки
Ведущая: Ребята, а о чем вы хотите узнать в первую очередь? О листьях березы, о ее стволе или хотите начать со знака вопроса. Возьмите волшебный листочек с березки.
Если дети выбирают листочек со ствола березы, то рассказываю…)
Бабушка: А что вы знаете о стволе березы?
– Давным – давно из бересты делали берестяную посуду туески (показываю). Как вы думаете, для чего нужны туески? Игра: (делаем из бумаги творожные шарики и отправляем на хранение в туесок)
– Из древесины берёзы изготавливают мебель, разную деревянную посуду (делам из конструктора мебель)
– Из бересты изготовляли разнообразные украшения, например вот такие чудесные бусы или браслет, комнатные тапочки.
В старину, когда люди ещё не умели изготовлять бумагу, писали на бересте т. е на берёзовой коре (показываю кору). Такие берестяные письма хранились очень долгие годы.
– А ещё ребята берёзка нас обогревает. Люди печи топят берёзовыми дровами.
Ведущая: А сейчас, ребята, о чем вы хотите узнать? (о какой части березы)
(Если дети выбирают листочек с ветки березы, то рассказываю…)
Бабушка: А что вы знаете о ветках березы, для чего они нужны?
– Из веток берёзы плетут корзины. Что можно положить, хранить или переносить в корзине?
Ведущая: Ребята, а ведь Осень нам как раз корзинку подарила, оказывается она тоже из березы!
– Ещё делают мётлы, веники (показываю веник)
-Для чего же нужен берёзовый веник?
– Да он нужен для бани. Берёзовый веник в бане все хвори выбивает. Веником в бане парятся.
– Берёзовые почки тоже применяются в лечебных целях. Из них приготавливают отвар и пьют его.
– Попробуйте, пожалуйста, мой чудесный настой. Отличное лекарство от простуды. Только ребята не забывайте, что любое лекарство нужно принимать под присмотром взрослых.
(Если дети выбирают листочек со знаком вопроса, то рассказываю…)
Ведущая: Интересно, а мыло здесь, зачем лежит? Угольки?
Бабушка: Ребята, из берёзы варят дёготь, а из него делают дегтярное мыло. Правда оно пахнет очень резко (нюхаем), но оно очень полезное для рук и лица, кожа становится мягкой. Я дарю вам мыло, и вы в группе будете им умываться. А угольки получаются, после того как березовые дрова сгорают.
– Знаете, ребята, в старину игрушек не было, ребятишки мастерили игрушки сами, и я тоже мастерила их сама. Давайте попробуем смастерить кораблики вместе.
– А может кто-то хочет попробовать порисовать угольком на бересте?
Ведущая: Вот оказывается, берёзка людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой.
– К кому мы ходили в гости?
– С каким деревом познакомились?
–Что нового о берёзе узнали?
– Что было интересно?
– Что было сложно?
– А чем вам больше всего понравилось заниматься?
– О чем вам хотелось бы еще узнать?