17 Авг

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РУССКАЯ БЕРЁЗКА»

Леонова Татьяна Сталиновна, Харлова Наталья Петровна, воспитатели, филиал МКДОУ «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» - Толмачевский детский сад, с. Толмачево, Свердловская область

Образовательные задачи интегрированного занятия:

– Закрепить знания детей об осени и осенних явлениях;

– Формировать представления о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;

– Расширять и активизировать словарь.

Развивающие задачи:

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Воспитательные задачи:

– Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;

-Воспитывать уважение друг другу.

Предварительная работа: рассматривание осенних иллюстраций, гербарий, презентаций, наблюдения за деревьями на территории ДОУ, беседа об осенних явлениях.

Планируемые результаты: проявляет интерес к окружающему миру, знает о сезонных изменениях в природе; принимает активное участие в подвижной игре, рисовании, конструировании.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, их встречает Бабушка.

Здравствуйте ребята, здравствуйте мои внучата, здравствуйте гости дорогие. Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Сегодня, ребята, прилетела птичка и рассказала необычную историю, а я не смогла ей ничем помочь. Может, вы мне поможете? Так вот слушайте.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?». Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит. Прилетели, поздоровались и спрашивают: «Тетушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?». Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы…».

Дети – Осень!

Бабушка: Волшебница Осень корзинку оставила, я вам ее дарю.

Ведущая: Давайте посмотрим, что в ней. Да там листочки. Ребята расскажем, какая бывает осень? Сейчас вы будете брать по одному листочку и говорить, что вы знаете об осени. А можно я первая начну?

– Осенью очень часто идут дожди (Дети продолжают рассказывать все то, что знают об осени).

Ведущая: Ребята, а может вы, знаете осенние приметы или пословицы, поговорки об осени.

Пословицы

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна.
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет.
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами.
  4. От осени к лету, поворота нету.
  5. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду.
  2. Гром в сентябре – теплая осень.
  3. Много желудя на дубе – к лютой зиме.
  4. Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.
  5. Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.

Загадки:

  1. Пришла без красок,

И без кисти,

И перекрасила все листья.

(Осень)

  1. Под ногами лежат,

Зашагаешь – шуршат,

Яркие, цветные,

Краешки резные.

(Листья)

  1. И красива, и стройна,

Средь подруг стоит она.

Вся в кудряшках и серёжках.

Это белая… (Березка)

Ведущая: А листочки у вас в руках, с какого дерева?

Дети: С березы.

Ведущая: А что вы знаете о березе? А для чего она нам нужна? А знаете ли вы, какую пользу приносит нам она? (дети говорят о красоте березы)

– А давайте мы с вами вместе узнаем. И поможет нам в этом бабушка.

Бабушка: Конечно, помогу. Берёза волшебное дерево, все части у неё очень полезные: листочки, ствол, веточки

Ведущая: Ребята, а о чем вы хотите узнать в первую очередь? О листьях березы, о ее стволе или хотите начать со знака вопроса. Возьмите волшебный листочек с березки.

Если дети выбирают листочек со ствола березы, то рассказываю…)

Бабушка: А что вы знаете о стволе березы?

– Давным – давно из бересты делали берестяную посуду туески (показываю). Как вы думаете, для чего нужны туески? Игра: (делаем из бумаги творожные шарики и отправляем на хранение в туесок)

– Из древесины берёзы изготавливают мебель, разную деревянную посуду (делам из конструктора мебель)

– Из бересты изготовляли разнообразные украшения, например вот такие чудесные бусы или браслет, комнатные тапочки.

В старину, когда люди ещё не умели изготовлять бумагу, писали на бересте т. е на берёзовой коре (показываю кору). Такие берестяные письма хранились очень долгие годы.

– А ещё ребята берёзка нас обогревает. Люди печи топят берёзовыми дровами.

Ведущая: А сейчас, ребята, о чем вы хотите узнать? (о какой части березы)

(Если дети выбирают листочек с ветки березы, то рассказываю…)

Бабушка: А что вы знаете о ветках березы, для чего они нужны?

– Из веток берёзы плетут корзины. Что можно положить, хранить или переносить в корзине?

Ведущая: Ребята, а ведь Осень нам как раз корзинку подарила, оказывается она тоже из березы!

– Ещё делают мётлы, веники (показываю веник)

-Для чего же нужен берёзовый веник?

– Да он нужен для бани. Берёзовый веник в бане все хвори выбивает. Веником в бане парятся.

– Берёзовые почки тоже применяются в лечебных целях. Из них приготавливают отвар и пьют его.

– Попробуйте, пожалуйста, мой чудесный настой. Отличное лекарство от простуды. Только ребята не забывайте, что любое лекарство нужно принимать под присмотром взрослых.

(Если дети выбирают листочек со знаком вопроса, то рассказываю…)

Ведущая: Интересно, а мыло здесь, зачем лежит? Угольки?

Бабушка: Ребята, из берёзы варят дёготь, а из него делают дегтярное мыло. Правда оно пахнет очень резко (нюхаем), но оно очень полезное для рук и лица, кожа становится мягкой. Я дарю вам мыло, и вы в группе будете им умываться. А угольки получаются, после того как березовые дрова сгорают.

– Знаете, ребята, в старину игрушек не было, ребятишки мастерили игрушки сами, и я тоже мастерила их сама. Давайте попробуем смастерить кораблики вместе.

– А может кто-то хочет попробовать порисовать угольком на бересте?

Ведущая: Вот оказывается, берёзка людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой.

К кому мы ходили в гости?

С каким деревом познакомились?

Что нового о берёзе узнали?

Что было интересно?

Что было сложно?

А чем вам больше всего понравилось заниматься?

О чем вам хотелось бы еще узнать?

Комментарии закрыты.