12 Авг

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Орлова Татьяна Николаевна, Пасмурова Надежда Викторовна, воспитатели коррекционной группы МАДОУ «Детский сад № 265» г. Барнаул Алтайский край

Орлова Татьяна Николаевна,
Пасмурова Надежда Викторовна,
воспитатели коррекционной группы
МАДОУ «Детский сад № 265»
г. Барнаул Алтайский край

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация: в статье раскрывается особенность работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: дошкольник, проектная деятельность, игровая деятельность

Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Метод проектной деятельности получил широкое распространение и успешно применяется для работы с дошкольниками в нашем МАДОУ «Детский сад № 265». Но в работе с детьми с особыми образовательными потребностями (задержка психического развития) мы его до недавнего времени не использовали, полагая, что для данной категории детей он окажется неэффективным. Ведь, как правило, такие дети обладают плохой памятью, несообразительностью, имеют проблемы с вниманием, речевые трудности и отсутствие желания учиться. Эти дети затрачивают больше времени на запоминание информации, особенно страдает кратковременная память.

В игровой деятельности дети с задержкой психического развития не умеют без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом. Для них характерны: недоучет общих интересов, неспособность контролировать свое поведение. Задержка психического развития также накладывает специфические особенности на развитие процесса познания и на ориентировку ребенка-дошкольника в социальной жизни. Дети испытывают трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками и окружающими.

Исходя из этого, из наиболее важных задач для нас, педагогов, работающих с детьми с ЗПР, становится вовлечение детей в социально-значимую деятельность, которая активизировала бы у них процесс познания, стимулировала бы инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, а также содействовала бы развитию его коммуникативных навыков. Метод проектной деятельности, по нашему мнению, является наиболее подходящим для решения данной задачи. Кроме того, он позволяет широко привлекать родителей.

В нашей группе сложилось так, что мальчиков намного больше, чем девочек, и тему проекта мы выбрали легко. Нам хотелось, чтобы участие в проекте мотивировало детей к познавательной активности, к проявлению любознательности, способности к волевым усилиям, возможности следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Наглядно метод стимулирования выглядит в виде сокровищ, которые выдаются детям. Сокровища выдаются детям не только за результат, но и за старание, прогресс в личностных качествах ребёнка. Сокровища дети складывают в сундучки (у каждого ребенка свой сундучок). По окончании определенного периода, который оговаривается с детьми заранее, важно подвести итог. В конце каждой недели дети подсчитывают сокровища и получают цветные наклейки. Их наклеивают на карты успеха, которые висят у каждого на кабинке. Видно визуально у кого больше красных наклеек, тот приложил максимум усилий, а у кого меньше, тому нужно постараться. Дети стараются заработать как можно больше поощрений, это очень хорошо помогает приучать детей к самооценке, мотивирует к культурному поведению, общению со взрослыми, сверстниками, привычке говорить правду, соблюдать чистоту, порядок в шкафчике, в игровой зоне, вести себя культурно, отзывчиво. Известно, что в детском саду воспитанникам мы не ставим оценок, но для дошкольника важно, чтобы его похвалили, чтобы результат его деятельности не оставался незамеченным, чтобы его увидели родители, сверстники, поддерживали и поощряли ребенка, а также научить ребенка целенаправленному действию. Поощряя малыша важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы.

При реализации проекта мы проводили с детьми познавательные беседы, игры-путешествия, организованную деятельность планировали в соответствии с тематикой проекта, а родители стали активными участниками и помощниками. Завершив проект и подводя итоги работы, мы выяснили, что цели, поставленные нами при планировании, были достигнуты. Проект усилил взаимодействие детей и взрослых, активизировал общение детей между собой. Проект помог вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе соучастия в общей деятельности.

Список литературы

  1. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24-26.
  2. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012.
  3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании – Санкт-Петербург: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,

word_doc_icon

pdficon