15 Мар

Безлепкина Елена Юрьевна,
педагог-психолог,
ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №25»,
г. Братск, Иркутской области

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕС-СОВ У УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ» В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОН-НОЙ) ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация. В статье раскрываются основные подходы к сенсорно-му развитию детей с ОВЗ младшего школьного возраста, имеющих по-ниженные способности к обучению.
Данная статья раскрывает возможности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с учётом специфических осо-бенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы, деятельно-сти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
Ключевые слова: психомоторика, сенсорное развитие, особые об-разовательные потребности, недостатки психического развития, базо-вые жизненные и учебные функции.
Теоретической основой авторской программы А.Л. Метиевой, Э.Я. Удаловой «Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможно-стями здоровья» явились концептуальные положения теории Л.С. Вы-готского: об общих законах развития аномального и нормально разви-вающегося ребёнка; о структуре дефекта и возможностях его компенса-ции; о применении системного подхода к изучению аномального ребён-ка, об учёте зон его актуального и ближайшего развития при организа-ции психологической помощи. В качестве базовых использованы подхо-ды к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгер, А.В. Запорожцем, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъяковым и др. Определению коррекционного пространства программы способствовали научно-практические и мето-дические рекомендации В.В. Воронковой, И.Ю. Левченко, В.Г. Петровой, В.В. Ткачёвой, У.В. Ульенковой.
На основе методических рекомендаций авторской программы А.Л. Метиевой, Э.Я. Удаловой «Развитие сенсомоторики детей с ограничен-ными возможностями здоровья», опираясь на результаты входящей диагностики, мною составляется рабочая программа на каждую под-группу учащихся, имеющих сходные проблемы.
Выделены основные задачи программы, её структура и практиче-ская значимость для успешного овладения учебными навыками уча-щихся с ОВЗ начального звена.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов определяет успешность обучения школьника в начальном звене. Поступая в специ-альную (коррекционную) школу, ребёнок испытывает ряд трудностей в обучении органического, педагогического и социального характера. Сенсомоторное развитие позволяет прорабатывать базовые жизненные и учебные функции ребёнка: видение, слушание, запоминание, ориен-тировку, тонкую моторику кисти руки, речевой аппарат, глазодвига-тельные координации и др. Состояние познавательной деятельности находится на низком уровне: у 75% учащихся нарушены все виды памя-ти, внимание носит непроизвольный характер, фрагментарное воспри-ятие, у 48% учащихся нарушена зрительно-двигательная координация, общая и тонкая моторика, слуховое, зрительное и тактильное восприя-тие. Данный курс коррекционно-развивающих занятий «Развитие пси-хомоторики и сенсорных процессов» адаптирован и применяется мною более пяти лет. Занятия направлены на работу с тонкой моторикой, лепку, выполнение графических заданий, заданий на сравнение и си-стематизацию, развитие слухового и зрительного восприятия, про-странственной ориентировки.
Основные задачи программы:
• Формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей дей-ствительности в совокупности их свойств;
• Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полно-ценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
• Формирование пространственно-временных ориентировок;
• Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
• Исправление недостатков моторики; совершенствование зри-тельно-двигательной координации;
• Формирование точности и целенаправленности движений и дей-ствий;
• Коррекция недостатков познавательной деятельности младших школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, вели-чины, цвета предмета, их положение в пространстве;
• Совершенствование умения ориентироваться в задании и плани-ровать работу;
Структура программы коррекционных занятий по развитию пси-хомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разде-лы:
– развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
– тактильно-двигательное восприятие;
– кинестетическое и кинетическое развитие;
– восприятие формы, величины, цвета; конструирование предме-тов;
– развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
– развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
– восприятие пространства и времени.
На основе методических рекомендаций мною составляется рабочая программа, которая включает в себя: пояснительную записку, основные требования к знаниям и умениям учащихся, календарно-тематическое планирование, список рекомендуемой литературы.
Основным методом обучения является упражнение и дидактиче-ская игра. Все знания и умения, получаемые учащимися при выполне-нии упражнений, являются практически значимыми для их дальнейше-го обучения и социальной адаптации.
Образы восприятия, обводка по трафарету, игры с мелкой мозаи-кой, работа с веревкой, лепка, «рваная аппликация», графический дик-тант, сравнение двух картин и т.д. часто сопровождается музыкой (зву-ками природы) для развития слуховой чувствительности и создания благоприятного психоэмоционального фона на занятии.
В структуру практически каждого занятия входят графические или практические действия учащихся, отражающие решение той или иной учебной задачи. Большое место занимает развитие мелкой и общей мо-торики, игры на внимание, мышление, упражнения на релаксацию и осязательные ощущения.
За период работы по программе «Развитие психомоторики и сен-сорных процессов в 1 – 4 классах» получен материал, который позволя-ет оценить её эффективность и практическую значимость. В конце учебного года осуществляется текущая диагностика по предложенной в программе схеме обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей, а также путем наблюдения и анализа ра-бот детей. Оценивается уровень сформированности общей и ручной мо-торики, овладение сенсорными эталонами, зрительного, слухового, пространственного восприятия, восприятия времени по трём каче-ственным критериям: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетво-рительно». Результаты диагностики показывают улучшения в состоя-нии осознанной регуляции деятельности у 25 % учащихся, перцептив-ных и мнестических умений у 18 % учащихся, общей и тонкой моторики у 21 %, зрительно-двигательной координации у 29 % школьников. В учебной деятельности прочнее закрепились умения ориентироваться в тетради по клеточкам, понимать и выполнять инструкцию учителя, находить различия предметов и явлений, различать и смешивать ос-новные цвета. Это подтверждает достаточную эффективность и прак-тическую значимость курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся 1 – 4 классов» при работе с детьми с ограничен-ными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учрежде-ний 8 вида / Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002. №29/2065-01
2. Венгер Л.А., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2001.
3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования. – М., 2003.
4. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений 8 вида // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 3.
5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными воз-можностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с. – (Специ-альная психология.)
6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 2001.
8. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.