Фасилитация

ФАСИЛИТАЦИЯ

Фасилитация – это процесс, где специалист (фасилитатор), приемлемый для всех членов группы, нейтральный и не имеющий право принимать решение, помогает группе улучшить способы выявления проблем и принятия решений за счет организации конструктивной совместной деятельности.

 

Фасилитация. Применение методов фасилитации в проектной деятельности

Занятие 1. Метод ”Open space” – «Открытое пространство»

В профессиональной литературе выделяют следующие определения термина «фасилитация»:

  1. Фасилитация (англ. facilitate – облегчать, помогать) – облегчение взаимодействия внутри группы, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Технология фасилитирования сессий, совещаний, мозговых штурмов стимулирует участников к более напряженной мыслительной работе, чем тренинг или семинар.
  2. Фасилитация – одновременно процесс и совокупность навыков, позволяющих эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания. Успешная фасилитация включает предварительную подготовку, планирование и конструктивный подход.
  3. Фасилитация – метод осуществления тренерской работы, проведения обсуждения или форма корпоративного обучения, при которой тренер-фасилитатор занимает равную позицию с членами команды и помогает им самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.

Чтобы иметь представление о действительной роли фасилитатора при осуществлении любого вида деятельности обратимся к примеру К.Роджерса (одного их основоположников технологии фасилитации).

…Возьмем совершенно другого человека, Barbara Shiel, которая также работала в направлении фасилитации учения в шестом классе. Вот, например, как она делилась со своими учениками не только чувствами радости и легкости, но и гнева и разочарования. Она разрешила свободно пользоваться в классе различными художественными материалами, и учащиеся часто использовали их в своем творчестве, но в классной комнате при этом нередко царил хаос.Вот отчет о ее чувствах и о том, как она поступила:

“Я считаю (по-прежнему) безумием жить в жутком бедламе! Никого, кажется, это не беспокоит, кроме меня. В конце концов, однажды я сообщила детям, что я по характеру опрятный, организованный человек, и что беспорядок доводит меня до безумия, и спросила: “Есть ли у них решение?” 

Было предложено вызвать добровольцев сделать уборку.

Я сказала, что мне кажется не справедливым, чтобы одни и те же люди убирали все время за другими – но это было решением для меня.

“Ну, некоторые люди любят убираться, “- ответили они. И это действительно было решением проблемы

Я надеюсь, что этот пример вкладывает некий живой смысл в слова, что фасилитатор “способен жить своими чувствами, быть ими, и способен передать их, если нужно“.

В этом примере мисс Shiel рискнула откровенно высказаться по поводу беспорядка.

И что происходит? То же самое, что почти всегда в моем опыте. Дети уважают ее чувства, принимают их в расчет, и разрабатывают новое решение, которое ни один из нас, я уверен, не предположил бы заранее.

Мисс Shiel мудро комментирует: “Я обычно расстраивалась и чувствовала вину, когда раздражалась, – но в конце концов поняла, что дети могут признавать также и мои чувства. И для них важно знать, когда они “задели меня”, что “у меня тоже есть пределы”…

 

Данный пример раскрывает суть одного из главных принципов ФАСИЛИТАЦИИ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВАЦИИ, ПЕДАГОГУ !!!НЕЛЬЗЯ!!! НАВЯЗЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРИНЯТИИ ГРУППОВЫХ РЕШЕНИЙ.

В данном учебном курсе мы постараемся рассмотреть сущность, цели и задачи, а также методы фасилитации, которые могут быть успешно использованы при осуществлении проектной деятельности в образовательной организации.

 

П Р О Й Т И   О Б У Ч Е Н И Е