ФАСИЛИТАЦИЯ
Фасилитация. Применение методов фасилитации в проектной деятельности
Занятие 1. Метод ”Open space” – «Открытое пространство»
В профессиональной литературе выделяют следующие определения термина «фасилитация»:
- Фасилитация (англ. facilitate – облегчать, помогать) – облегчение взаимодействия внутри группы, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Технология фасилитирования сессий, совещаний, мозговых штурмов стимулирует участников к более напряженной мыслительной работе, чем тренинг или семинар.
- Фасилитация – одновременно процесс и совокупность навыков, позволяющих эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания. Успешная фасилитация включает предварительную подготовку, планирование и конструктивный подход.
- Фасилитация – метод осуществления тренерской работы, проведения обсуждения или форма корпоративного обучения, при которой тренер-фасилитатор занимает равную позицию с членами команды и помогает им самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.
Чтобы иметь представление о действительной роли фасилитатора при осуществлении любого вида деятельности обратимся к примеру К.Роджерса (одного их основоположников технологии фасилитации).
…Возьмем совершенно другого человека, Barbara Shiel, которая также работала в направлении фасилитации учения в шестом классе. Вот, например, как она делилась со своими учениками не только чувствами радости и легкости, но и гнева и разочарования. Она разрешила свободно пользоваться в классе различными художественными материалами, и учащиеся часто использовали их в своем творчестве, но в классной комнате при этом нередко царил хаос.Вот отчет о ее чувствах и о том, как она поступила:
“Я считаю (по-прежнему) безумием жить в жутком бедламе! Никого, кажется, это не беспокоит, кроме меня. В конце концов, однажды я сообщила детям, что я по характеру опрятный, организованный человек, и что беспорядок доводит меня до безумия, и спросила: “Есть ли у них решение?”
Было предложено вызвать добровольцев сделать уборку.
Я сказала, что мне кажется не справедливым, чтобы одни и те же люди убирали все время за другими – но это было решением для меня.
“Ну, некоторые люди любят убираться, “- ответили они. И это действительно было решением проблемы
Я надеюсь, что этот пример вкладывает некий живой смысл в слова, что фасилитатор “способен жить своими чувствами, быть ими, и способен передать их, если нужно“.
В этом примере мисс Shiel рискнула откровенно высказаться по поводу беспорядка.
И что происходит? То же самое, что почти всегда в моем опыте. Дети уважают ее чувства, принимают их в расчет, и разрабатывают новое решение, которое ни один из нас, я уверен, не предположил бы заранее.
Мисс Shiel мудро комментирует: “Я обычно расстраивалась и чувствовала вину, когда раздражалась, – но в конце концов поняла, что дети могут признавать также и мои чувства. И для них важно знать, когда они “задели меня”, что “у меня тоже есть пределы”…
Данный пример раскрывает суть одного из главных принципов ФАСИЛИТАЦИИ – ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ МОТИВАЦИИ, ПЕДАГОГУ !!!НЕЛЬЗЯ!!! НАВЯЗЫВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПРИНЯТИИ ГРУППОВЫХ РЕШЕНИЙ.
Рекомендуем пройти курсы, актуальные для вас:
- Проектная деятельность студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций
- Проектная деятельность обучающихся как средство формирования универсальных учебных действий
- Методическое обеспечение и планирование проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
- Методическое обеспечение и планирование проектной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО
- Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений в контексте ФГОС
- Технология проектного метода обучения как средство реализации ФГОС
- Внедрение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной организации
- Развитие когнитивных способностей детей школьного возраста: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)