УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация
В статье представлены подходы к изучению учебного диалога как особого способа межличностного взаимодействия учителя и учеников на материале изучаемых школьных предметов с целью достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей. Показано, что в ходе диалога про-исходит осмысление учебного материала, нахождение в нем личностных смыслов и совместный поиск истины. Доказано, что овладению методикой способствует разработка заданий, направленных на формулирование вопросов и ответы на вопросы, тезисов, выводов, аргументирование собственной точки зрения, подбор примеров. Описаны основные типы уроков – диалогов: учебно-критические, учебно - литературоведческие, комментаторско-текстологические, театрализовано-художественные, основанные на различных видах учебного диалога. Установлено, что при целенаправленном использовании учебного диалога у обучающихся формируются умения, составляющие основу коммуникативной компетенции.

Ключевые слова
учебный диалог, стратегия речевого взаимодействия, формирование коммуникативной компетенции

Статья