В этой теме мы с вами разберём основные принципы эффективного прототипирования в дизайн-мышлении. Они помогут вам максимально быстро протестировать сгенерированные ранее идеи, найти их плюсы и минусы. Начать занятие лучше всего с определения центральных понятий.
Прототип и прототипирование
Для начала дадим определение понятию «прототип».
Простыми словами, прототип – это макет решения, который можно собрать из подручных материалов.
Он используется для того, чтобы не тратить время и деньги на создание полноценного продукта, а создать что-то похожее на него и отыскать ошибки, допущенные на этапе проектирования. Собственно говоря, процесс создания прототипа и называется прототипированием, и у него есть свои плюсы и минусы.
Преимущества прототипирования:
- Повышается конкурентоспособность и качество предлагаемого продукта.
- Себестоимость продукта сокращается на 50-75%.
Недостатки прототипирования:
- Денежные затраты. Нередко приходится делать не один прототип, а несколько.
- Время. Чтобы сделать прототип, в любом случае придётся потратить определённое количество времени.
Прототипирование является первой стадией Product Evolution Canvas (на русский переводится как «канвас эволюции продукта»), и дальше речь пойдет о нем.
Product Evolution Canvas
Product Evolution Canvas (PEC) – это инструмент для создателей различных продуктов и услуг отлично подходящий для мозговых штурмов. Он состоит из 2 компонентов – это:
- Временные рамки.
- Три этапа эволюции продукта.
Временные рамки – это, как понятно из названия, время. А что такое эволюция продукта? Давайте рассмотрим подробнее.
3 этапа эволюции продукта
Эволюция продукта – это весь процесс от создания прототипа до готового товара. Он делится на 3 этапа:
- Моделирование минимально-жизнеспособного продукта (прототипа или по-другому MVP).
- Создание основного продукта (который перекрывает основные потребности потенциальных клиентов).
- Производство полнофункционального продукта (идеальное решение проблемы пользователя).
К примеру, минимально-жизнеспособный продукт – это скейтборд. Основной продукт – велосипед. Полнофункциональный продукт – автомобиль. Скейтборд даёт возможность передвигаться, но не позволяет делать это достаточно быстро. С помощью велосипеда можно ездить довольно быстро и на большие расстояния. А автомобиль перекрывает все потребности, т.к. проезжает расстояния в сотни километров в считанные часы.
Канвас эволюции продукта помогает ответить на вопросы о функционале продукта:
- Что может ваш продукт?
- Как вы будете развивать свой продукт?
- Что нас ждёт в будущем?
- Что в итоге получится?
Кроме того, Product Evolution Canvas упрощает:
- Разработку стратегии улучшения продукта.
- Установку дедлайнов.
- Генерацию идей.
- Презентацию продукта.
- Мотивацию команды на работу.
Но чтобы получить от PEC максимальную пользу, с ним нужно научиться работать. Давайте поговорим об этом подробнее.
Как работать с PEC
Работа с PEC предполагает прохождение трех этапов:
- На первом этапе спрашивайте себя: «Что делает мой продукт функциональным?»
- На втором этапе задавайте вопрос: «Как мне улучшить свой продукт, чтобы он соответствовал главным пользовательским сценариям?»
- На третьем этапе уточняйте: «Какие элементы стоит добавить в продукт, чтобы он полностью раскрыл заложенный в нём потенциал?»
Канвас можно применять для разработки продуктов и услуг практически в каждой сфере деятельности человека.
Нужно выполнить всего лишь 4 простых шага:
- Нарисовать канвас на листе формата А4 или магнитной доске. Заполнить его элементами продукта.
- Повесить в комнате, в которой работает ваша команда.
- Постоянно дополнять.
- Использовать в презентациях для пользователей и инвесторов.
Прототипировать можно:
- Физические продукты, такие как автомобиль, учебник, спортивное снаряжение и т.п.
- Сайты. Их прототипируют, чтобы быстро получить представление о том, как они примерно будут выглядеть в готовом состоянии.
- Программы и приложения.
- Интерфейсы.
- Опыт.
В зависимости от того, что мы прототипируем, технологии будут различаться. Более подробно мы с вами остановимся на прототипировании продукта или опыта (услуги, вида деятельности).
Моделирование физических объектов
Физические объекты моделируют:
- С помощью подручных средств – бумаги, картона, пластилина, скотча, ножниц.
- С помощью «Лего».
- С помощью 3D принтеров.
- С помощью программ для 3D моделирования.
Давайте подробнее разберём каждую технологию.
Моделирование подручными средствами
При моделировании подручными средствами нужно всего лишь следовать простому алгоритму:
- Определите, модель какого продукта вы будете создавать.
- Изучите аналоги, в данный момент существующие на рынке.
- Изобразите прототип на листе бумаги или создайте из материалов, которые найдёте. Вспомните, например, как вы делали модели вулканов из пластилина в школе.
К плюсам данного вида моделирования можно отнести:
- Короткий срок создания моделей.
- Не нужно тратить деньги на покупку дорогих материалов.
- Можно дорабатывать на ходу.
Среди минусов есть следующие:
- Нельзя сделать анимированные и интерактивные модели.
- Модели быстро изнашиваются.
Поэтому при моделировании подручными средствами избегайте перфекционизма, не тратьте много времени на каждый прототип, при создании модели постоянно думайте о том, как люди будут пользоваться продуктом.
Лего-моделирование
Моделипрование с помощью «Лего» выполняется не менее просто:
- Найдите как можно больше наборов «Лего».
- Соберите из деталей прототип будущего изделия.
- Не зацикливайтесь на одной идее. Разбирайте, собирайте заново, экспериментируйте.
- Пригласите собирать модели всех членов команды.
Моделирование с использованием 3D печати
Для создания 3D моделей используются следующие технологии:
- FDM (Fused Deposition Modeling). Материал выдавливается слой за слоем на поверхность. Эта технология применяется в биомедицине, кулинарии и промышленном производстве.
- Polyjet. Материал выкладывается маленькими кубиками.
- LENS (Laser Engineered Net Shaping). Порошковый материал выдувается из отверстия и с помощью лазера наносится на поверхность.
- LOM (Laminated Object Manufacturing). Принтер режет материал ножом и склеивает части в модель.
- SL (Stereolithography). Внутри принтера находится резервуар с полимером. Когда лазер проходит по нему, полимер становится твёрдым. Таким образом, получается прототип.
- Laser Sintering (лазерное спекание). Эта технология очень похожа на предыдущую. Единственное отличие – вместо полимера в ней используется порошок. Лазерное спекание позволяет, например, делать коронки для зубов.
- 3DP (Three Dimensional Printing). На порошок наносится клей, который склеивает его в гранулы. Получившийся материал напоминает гипс.
3D-печать – это достаточно сложная технология, поэтому для ее применения лучше всего привлекать квалифицированных специалистов.
Моделирование с использованием программ
То же самое моделирование, что и в случае с 3D, только здесь не надо «марать» руки, ведь весь процесс происходит на экране компьютера. Вот список лучших бесплатных программ, которые помогут вам прототипировать, не выходя из зоны комфорта:
- Wings 3D.
- DAZ Studio.
- Open Scad.
- 3D Crafter.
- PTC Creo.
- Виртуальное Лего-моделирование.
- Houdini Apprentice.
Прототипирование опыта
Прототипирование опыта – это тип прототипирование, которое представляет собой воссоздание ситуаций для тестирования решений. Чтобы смоделировать опыт, нужно правильно подобрать место и создать обстоятельства, при которых человеку может понадобиться ваш продукт или услуга. С помощью прототипирования опыта можно разыгрывать целые ситуации, объёмные опыты и нахождение в пространствах, где трудно обойтись одним предметом.
Прототипирование опыта проводится так:
- Выберите ситуацию, в которой человеку пригодится ваш продукт для решения проблемы.
- Напишите сценарий. Опишите подробно обстоятельства, действующие лица, место действия.
- Попробуйте получить доступ к месту из выбранной ситуации. Если нет возможности, воссоздайте его в тех условиях, которые есть.
- Разместите прототип решения в этом месте.
- Распределите роли среди членов команды и обыграйте сценарий.
- Пригласите реальных пользователей. Расскажите, что от них требуется, и попросите помочь в тестировании продукта.
- Понаблюдайте за их поведением и прототипом решения.
- Попросите их описать свои мысли и ощущения.
- Запишите результаты и сделайте выводы.
Для получения более серьезного результата напишите несколько сценариев, чтобы протестировать не только распространённые, но и редкие варианты развития событий. И не отдавайте всё внимание взаимодействию человека с продуктом. Смотрите также и за тем, как он в целом ведёт себя в данных обстоятельствах.
Возможно, вы придумаете, что можно добавить в продукт ещё.
Теперь у вас в арсенале появился новое средство дизайн-мышления – метод, позволяющий оценивать найденные идеи и решения, выявлять их плюсы и минусы.
Следующим этапом станет выбор лучшего варианта, и о том, как он осуществляется, мы поговорим на следующем занятии.