7. Четвертый этап Хакатона. Прототипирование

этапы

В этой теме мы с вами разберём основные принципы эффективного прототипирования в дизайн-мышлении. Они помогут вам максимально быстро протестировать сгенерированные ранее идеи, найти их плюсы и минусы. Начать занятие лучше всего с определения центральных понятий.

Прототип и прототипирование

Для начала дадим определение понятию «прототип».

Простыми словами, прототип – это макет решения, который можно собрать из подручных материалов.

Он используется для того, чтобы не тратить время и деньги на создание полноценного продукта, а создать что-то похожее на него и отыскать ошибки, допущенные на этапе проектирования. Собственно говоря, процесс создания прототипа и называется прототипированием, и у него есть свои плюсы и минусы.

Преимущества прототипирования:

  1. Повышается конкурентоспособность и качество предлагаемого продукта.
  2. Себестоимость продукта сокращается на 50-75%.

Недостатки прототипирования:

  1. Денежные затраты. Нередко приходится делать не один прототип, а несколько.
  2. Время. Чтобы сделать прототип, в любом случае придётся потратить определённое количество времени.

Прототипирование является первой стадией Product Evolution Canvas (на русский переводится как «канвас эволюции продукта»), и дальше речь пойдет о нем.

Product Evolution Canvas

Product Evolution Canvas (PEC) – это инструмент для создателей различных продуктов и услуг отлично подходящий для мозговых штурмов. Он состоит из 2 компонентов – это:

  1. Временные рамки.
  2. Три этапа эволюции продукта.

Временные рамки – это, как понятно из названия, время. А что такое эволюция продукта? Давайте рассмотрим подробнее.

3 этапа эволюции продукта

Эволюция продукта – это весь процесс от создания прототипа до готового товара. Он делится на 3 этапа:

  1. Моделирование минимально-жизнеспособного продукта (прототипа или по-другому MVP).
  2. Создание основного продукта (который перекрывает основные потребности потенциальных клиентов).
  3. Производство полнофункционального продукта (идеальное решение проблемы пользователя).

К примеру, минимально-жизнеспособный продукт – это скейтборд. Основной продукт – велосипед. Полнофункциональный продукт – автомобиль. Скейтборд даёт возможность передвигаться, но не позволяет делать это достаточно быстро. С помощью велосипеда можно ездить довольно быстро и на большие расстояния. А автомобиль перекрывает все потребности, т.к. проезжает расстояния в сотни километров в считанные часы.

Канвас эволюции продукта помогает ответить на вопросы о функционале продукта:

  1. Что может ваш продукт?
  2. Как вы будете развивать свой продукт?
  3. Что нас ждёт в будущем?
  4. Что в итоге получится?

Кроме того, Product Evolution Canvas упрощает:

  1. Разработку стратегии улучшения продукта.
  2. Установку дедлайнов.
  3. Генерацию идей.
  4. Презентацию продукта.
  5. Мотивацию команды на работу.

типы мотиваторов

Но чтобы получить от PEC максимальную пользу, с ним нужно научиться работать. Давайте поговорим об этом подробнее.

Как работать с PEC

Работа с PEC предполагает прохождение трех этапов:

  1. На первом этапе спрашивайте себя: «Что делает мой продукт функциональным?»
  2. На втором этапе задавайте вопрос: «Как мне улучшить свой продукт, чтобы он соответствовал главным пользовательским сценариям?»
  3. На третьем этапе уточняйте: «Какие элементы стоит добавить в продукт, чтобы он полностью раскрыл заложенный в нём потенциал?»

Канвас можно применять для разработки продуктов и услуг практически в каждой сфере деятельности человека.

Нужно выполнить всего лишь 4 простых шага:

  1. Нарисовать канвас на листе формата А4 или магнитной доске. Заполнить его элементами продукта.
  2. Повесить в комнате, в которой работает ваша команда.
  3. Постоянно дополнять.
  4. Использовать в презентациях для пользователей и инвесторов.

Прототипировать можно:

  1. Физические продукты, такие как автомобиль, учебник, спортивное снаряжение и т.п.
  2. Сайты. Их прототипируют, чтобы быстро получить представление о том, как они примерно будут выглядеть в готовом состоянии.
  3. Программы и приложения.
  4. Интерфейсы.
  5. Опыт.

прототип1

В зависимости от того, что мы прототипируем, технологии будут различаться. Более подробно мы с вами остановимся на прототипировании продукта или опыта (услуги, вида деятельности).

Моделирование физических объектов

Физические объекты моделируют:

  1. С помощью подручных средств – бумаги, картона, пластилина, скотча, ножниц.
  2. С помощью «Лего».
  3. С помощью 3D принтеров.
  4. С помощью программ для 3D моделирования.

Давайте подробнее разберём каждую технологию.

Моделирование подручными средствами

При моделировании подручными средствами нужно всего лишь следовать простому алгоритму:

  1. Определите, модель какого продукта вы будете создавать.
  2. Изучите аналоги, в данный момент существующие на рынке.
  3. Изобразите прототип на листе бумаги или создайте из материалов, которые найдёте. Вспомните, например, как вы делали модели вулканов из пластилина в школе.

К плюсам данного вида моделирования можно отнести:

  1. Короткий срок создания моделей.
  2. Не нужно тратить деньги на покупку дорогих материалов.
  3. Можно дорабатывать на ходу.

Среди минусов есть следующие:

  1. Нельзя сделать анимированные и интерактивные модели.
  2. Модели быстро изнашиваются.

Поэтому при моделировании подручными средствами избегайте перфекционизма, не тратьте много времени на каждый прототип, при создании модели постоянно думайте о том, как люди будут пользоваться продуктом.

Лего-моделирование

Моделипрование с помощью «Лего» выполняется не менее просто:

  1. Найдите как можно больше наборов «Лего».
  2. Соберите из деталей прототип будущего изделия.
  3. Не зацикливайтесь на одной идее. Разбирайте, собирайте заново, экспериментируйте.
  4. Пригласите собирать модели всех членов команды.

Моделирование с использованием 3D печати

Для создания 3D моделей используются следующие технологии:

  • FDM (Fused Deposition Modeling). Материал выдавливается слой за слоем на поверхность. Эта технология применяется в биомедицине, кулинарии и промышленном производстве.
  • Polyjet. Материал выкладывается маленькими кубиками.
  • LENS (Laser Engineered Net Shaping). Порошковый материал выдувается из отверстия и с помощью лазера наносится на поверхность.
  • LOM (Laminated Object Manufacturing). Принтер режет материал ножом и склеивает части в модель.
  • SL (Stereolithography). Внутри принтера находится резервуар с полимером. Когда лазер проходит по нему, полимер становится твёрдым. Таким образом, получается прототип.
  • Laser Sintering (лазерное спекание). Эта технология очень похожа на предыдущую. Единственное отличие – вместо полимера в ней используется порошок. Лазерное спекание позволяет, например, делать коронки для зубов.
  • 3DP (Three Dimensional Printing). На порошок наносится клей, который склеивает его в гранулы. Получившийся материал напоминает гипс.

3D-печать – это достаточно сложная технология, поэтому для ее применения лучше всего привлекать квалифицированных специалистов.

Моделирование с использованием программ

То же самое моделирование, что и в случае с 3D, только здесь не надо «марать» руки, ведь весь процесс происходит на экране компьютера. Вот список лучших бесплатных программ, которые помогут вам прототипировать, не выходя из зоны комфорта:

  1. Wings 3D.
  2. DAZ Studio.
  3. Open Scad.
  4. 3D Crafter.
  5. PTC Creo.
  6. Виртуальное Лего-моделирование.
  7. Houdini Apprentice.

Прототипирование опыта

Прототипирование опыта – это тип прототипирование, которое представляет собой воссоздание ситуаций для тестирования решений. Чтобы смоделировать опыт, нужно правильно подобрать место и создать обстоятельства, при которых человеку может понадобиться ваш продукт или услуга. С помощью прототипирования опыта можно разыгрывать целые ситуации, объёмные опыты и нахождение в пространствах, где трудно обойтись одним предметом.

Прототипирование опыта проводится так:

  1. Выберите ситуацию, в которой человеку пригодится ваш продукт для решения проблемы.
  2. Напишите сценарий. Опишите подробно обстоятельства, действующие лица, место действия.
  3. Попробуйте получить доступ к месту из выбранной ситуации. Если нет возможности, воссоздайте его в тех условиях, которые есть.
  4. Разместите прототип решения в этом месте.
  5. Распределите роли среди членов команды и обыграйте сценарий.
  6. Пригласите реальных пользователей. Расскажите, что от них требуется, и попросите помочь в тестировании продукта.
  7. Понаблюдайте за их поведением и прототипом решения.
  8. Попросите их описать свои мысли и ощущения.
  9. Запишите результаты и сделайте выводы.

Для получения более серьезного результата напишите несколько сценариев, чтобы протестировать не только распространённые, но и редкие варианты развития событий. И не отдавайте всё внимание взаимодействию человека с продуктом. Смотрите также и за тем, как он в целом ведёт себя в данных обстоятельствах.

Возможно, вы придумаете, что можно добавить в продукт ещё.

Теперь у вас в арсенале появился новое средство дизайн-мышления – метод, позволяющий оценивать найденные идеи и решения, выявлять их плюсы и минусы.

Следующим этапом станет выбор лучшего варианта, и о том, как он осуществляется, мы поговорим на следующем занятии.

Мы рассмотрели Тему 7 “Прототипирование”.

Для получения оценки за прохождение темы, вам необходимо выполнить задания практикума.

Скачать задания можно, нажав на ссылку Практикум 7.

Выполненные задания нужно прислать в формате Word на почту info@courses-edu.ru

<<  Вернуться на страницу содержания