17 Авг

ТРУД КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ахметкиреева Альбина Нуритдиновна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани, Республика Татарстан

Аннотация. Труд способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям, имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования, оно является одним из способов развития наблюдательности, умения детей принять цель наблюдения. В процессе труда у детей формируются бережное, заботливое отношение к окружающей природе и его объектам.

Ключевые слова: Труд в природе, объекты труда, индивидуальный подход в трудовой деятельности, поручения, коллективный труд, разнообразный труд, дежурство.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. Оно является одним из способов развития наблюдательности, умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. В процессе труда у детей формируются бережное, заботливое отношение к природе,создаются благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений и животных. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развивается наблюдательность. Труд детей дошкольного возраста должен быть только средством воспитания. В этом его главное отличие и особенность. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Поручения – самая простая и доступная детям форма организации труда. Поручения носят индивидуальный характер, что позволяет педагогу научить своего воспитанника тому, что он еще не освоил. Именно индивидуальное задание – благоприятное условие для изучения возможностей и особенностей каждого ребенка, его склонностей и интересов.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда детей делят на подгруппы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, помочь товарищу, оценить его труд, воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

Дежурство решает ряд важных воспитательных задач, среди которых можно отметить чувство ответственности за порученное дело, за свои обязательства перед другими. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма труда позволяет формировать общественные мотивы труда. Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Растения или животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника. Они должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Традиционно для уголка природы характерно содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.). Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

В процесс труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их. Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые.

Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным. Воспитание умения детей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. В процессе труда формируются навыки планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными, растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Большое значение в организации труда детей имеет их эмоциональное отношение к делу, которое создает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа, в особенности, если она уже выполнялась не однажды, будет интересовать детей, иногда привлекает и воодушевляет их цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывает общий темп и слаженность. Также важнейшим педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  2. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  3. Каменева Кондратьева Л.А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей» М., 2005.
  5. Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение // Дошкольное воспитание. – 2000.
  6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000.
  7. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно- методическое пособие. – М., 2009.

 

 

 

1 комментарий к посту “ТРУД КАК ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ответ * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.