17 Авг

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ БУКВАРЬ»

Порохова Наталья Геннадьевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, МБУ ДО «ДМШ№36», г. Северодвинск

Аннотация: работа содержит разработку инновационной образовательной практики – обучения в условиях проектной деятельности – апробированной в ДМШ с учащимися 1 класса в рамках реализации федеральных государственных требований и стандартов в сфере искусства. Опыт систематизации и анализ результатов проекта продиктованы необходимостью показать одну из новых и эффективных форм обучения, которая может на практике решать ряд педагогических задач, увлечь учащихся, приблизить к ним искусство и служить для формирования у них ключевых компетенций на начальном периоде обучения в ДМШ.

Ключевые слова: инновационная образовательная практика, новые условия учебной деятельности, компетенции учащихся, рабочая тетрадь «Музыкальный букварь».

Согласно Федеральному закону от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, детские школы искусств получили статус начального музыкального профессионального образования с дальнейшей реализацией дополнительных профессиональных образовательных программ, основная цель которых – приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и, что стало особенно важно, приобретение ими начальных профессиональных навыков.

 

 

Для эффективной реализации таких образовательных целей, согласно федеральным государственным требованиям и стандартам, учащимся сегодня необходимо развиваться в условиях обучения с компетентностным подходом, имеющего исключительно деятельный характер, с использованием современных образовательных технологий.

Наряду с модернизацией урочной работы в ДМШ, актуальным вопросом стало введение в организацию образовательного процесса дополнительной инновационной практики – обучения учащихся в рамках проектной деятельности. Одним из решений стала организация в нашей школе образовательного проекта для учащихся 1 класса «Музыкальный букварь».

Практическая преподавательская деятельность в условиях ДМШ (ДШИ) показывает, что ее учащиеся, особенно на начальном периоде обучения, часто реализуются в рамках отдельного предмета. Так, музыкальная теория и музыкальное исполнительство в восприятии большинства учащихся – это два разных условия, в которых применяются соответствующие знания и навыки (единый тематический материал в этих условиях для учащихся – это совершенно новый опыт, требующий разъяснений и навыков).

Данная проблема наблюдается не только у учащихся в 1 классе, у многих она сохраняется на протяжении всего периода обучения (традиционно этот вопрос решался организацией мероприятий межпредметного характера). Но в связи с новыми образовательными задачами, существующая ситуация исключает возможность выработки у обучающихся качеств, способствующих,

приобретению, в соответствии с новыми программными требованиями, начальных профессиональных навыков творческой деятельности, готовности мобилизовать полученные знания, умения и навыки в необходимой ситуации.

Наша идея – создать новые условия, при которых у учащихся уже с первых шагов учебной деятельности будут формироваться универсальные качества их личностей, ключевые компетенции начальных профессиональных навыков для развития будущей успешности, а также помогут решению ряда проблем:

– учащиеся могли успешно реализовать навыки в практической деятельности;

– по – новому передавать, воспринимать и представлять себя уже на начальном периоде обучения;

– новый опыт сотрудничества всех участников образовательного процесса, активизации поддержки семьи в обучении своих детей.

Проектная работа оказалась одной из эффективных технологий для практической реализации наших идей и начинаний.

Цель проекта: создание условий для самореализации и формирования начальных ключевых компетентностей у учащихся 1 класса в ДМШ.

Задачи:

– вовлечь в активную практическую образовательную деятельность

учащихся и их родителей;

– развитие музыкальной памяти, слуха, ассоциативно – образного мышления, активизация познавательного интереса учащихся;

– развитие потребности в музыкально – художественной деятельности на основе полученных навыков;

– создание фонда собственных впечатлений учащихся;

– практическое применение полученных знаний, навыков;

– практика концертных выступлений с первых шагов обучения;

– навык творческого общения, коммуникативных качеств учащихся;

– навык исследовательской деятельности (опыт создания рабочей тетради «Музыкальный букварь»).

– критического мышления;

– повышение самооценки у учащихся, мотивации к успеху.

Новизна: формирование у учащихся 1 класса основных компетенций и их самореализация в инновационных условиях учебной деятельности – в рамках проектной образовательной практики; расширение спектра образовательных возможностей для творческой самореализации и самообразования детей.

Гипотеза: внедрение в учебно-образовательную деятельность учащихся 1 класса проекта «Музыкальный букварь» позволит интенсификации процесса формирования у них основных компетенций и самореализации с первых шагов обучения, что определит качество восприятия и овладения учениками практических навыков на данном и последующих этапах обучения.

Для подтверждения гипотезы было проведено анкетирование родителей по степени предпочтения форм обучения, где основная ее часть высказали пожелание в использовании инновационных педагогических форм и технологий для самореализации их детей, дали согласие на проект.

Ожидаемый результат: организаторами проекта рассматривался как общий для всех участников образовательного процесса, так и отдельно для каждой из его категории (таблица 1).

Таблица 1

Проект как – инновационная форма организации учебного процесса и

подачи материала позволит:

для преподавателей для учащихся для родителей
сделать процесс обучения в ДМШ интересным, современным, занимательным и способным сохранять свою притягательность в течение всего учебного года,

площадкой для приобретения опыта концертного исполнительства учащихся;

определить проблемы, пути их решения, корректировать подготовку учащихся в их обучение и формировании;

расширению опыта в исследовательской деятельности с учащимися

(разработка рабочих тетрадей) на самом первом этапе их обучения;

обеспечит новую форму сотрудничества с родителями.

легче адаптироваться к занятиям в ДМШ,

научит проявлять инициативу, самостоятельность, творческий подход, раскрытию своего потенциала с первых шагов обучения,

повышению мотивации к обучению, самореализации;

практика концертной деятельности;

как итог – раннее формирование профессионально значимых умений учащихся.

 

 

расширить опыт сотрудничества,

снизит тревожность в отношении обучения в ДМШ (по наблюдению, для большинства родителей система музыкального образования в рамках ДМШ носит тревожный характер, особенно на начальном периоде);

повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования;

активизироваться в оказании помощи детям в выполнении творческого задания.

 

В целом, повысится качество и эффективность познания и усвоения материала, активизация мотивации в деятельности всех сторон образовательного процесса.

 

Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:

– анкетирование;

– беседа (индивидуальная, групповая);

– родительское собрание с иллюстрацией, анализом практической деятельности детей;

– присутствие родителей на занятиях.

Характер проекта:

Проект является долгосрочным, составляет 1 учебный год, межпредметным.

Целевая аудитория: учащиеся 1 класса ДМШ.

Формы и методы реализации проекта «Музыкальный букварь»:

проект рассчитан для детей, поступивших в 1 класс ДМШ (ДШИ) в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет. Реализация учебного – тематического плана проекта проводится в форме групповых занятий численностью от 30-40 человек. Занятия предусмотрены 1 раз в месяц по 1 часу. Всего – 8 занятий.

Для достижения поставленной цели и реализации проекта использовались следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративные, поисково-творческие, игровые (разнообразные формы игрового моделирования), исследовательские, коммуникативные, репродуктивный.

Для реализации проекта была создана творческая группа преподавателей в составе: ведущий и организатор (разработка лекций, подборка музыкального и видеоматериала, руководство работой группы проекта), помощник ведущего, специалист по работе со звуковой и технической аппаратурой.

Итоговый продукт проекта:

Проект подразумевает не только спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практически – исполнительских навыков, но и неких результат, конечный продукт, который бы стал итогом всей проектной работы. Ввиду специфичности проекта по возрасту детей (7-9 лет) результат должен быть наглядным, чтобы его можно было осмыслить, применить в практической деятельности.

Детям предложено создать каждому (или в творческой группе) свой «Музыкальный букварь» – рабочую тетрадь с алфавитом, с ее постепенным заполнением, по ходу следования проекта, материалом с иллюстрациями на страницу с соответствующей буквой. Свой глоссарий. В итоге, выбор самого красочного, познавательно – творческого малого проекта – букваря на последнем занятии с награждениями.

Этапы реализации и учебно – тематический план проекта «Музыкальный букварь» (таблица 2, табл.3):

Таблица 2.

Этапы реализации проекта

 

Название Дата Содержание
1. Подготовительный август – сентябрь Цель: организация работы творческой группы преподавателей по реализации проекта.

Задачи: творческая группа преподавателей раскрывает проблему, определяет цель, задачи, разработку теоретической части проекта, лекций, видео и музыкального материала. Одобрение родителей и их желание участвовать в проекте.

1 организационное собрание с родителями

2. Практический октябрь – апрель Цель: вхождение участников образовательного процесса в проект.

Задачи: выявление проблем и их решения в ходе анализа работы проекта, восприятия учебного – тематического плана учащимися, их практической деятельности; опрос родителей, детей, преподавателей, промежуточное подведение итогов,

2 контрольные проверки «Музыкальных букварей» (декабрь, апрель).

1 организационное родительское собрание с целью эффективности проведения, одобрения продолжения работы проекта.

3. Заключительный Май Цель: подведение итогов.

Задачи: освоение учащимися и применение на практике пройденного материала, закрепление ЗУН, анкетирование родителей,

оценка результатов продукта проекта – творческой исследовательской работы «Музыкальный букварь», награждения

 

Таблица 3.

Учебно – тематический план проекта «Музыкальный букварь»

Дата Тема Глоссарий Количество часов
1 Октябрь «Музыка звучит»

 

Аплодисменты, ансамбль, арфа, аккорд, аккордеон, аккомпанемент, артист, ария, арлекин, антракт. 1
2 Ноябрь «Разве можно со слоном спутать музыкальный дом» Большом театр, балет, П.И.Чайковский, челеста, клавесин, фортепиано, рояль, синтезатор. 1
3 Декабрь «Голосок твой так хорош,

очень нежно ты поешь»

Виолончель, скрипка,

«Секрет Страдивари», вальс,

вокалист, вибрафон, виртуоз.

Промежуточное подведение итогов по ведению «Музыкальных букварей»

1
4 Январь «Инструмент народный, очень благородный» (1часть) Гусли, гармонь, баян, аккордеон, гитара, электрогитара, В.В.Андреев, народный оркестр. 1
5 Февраль «Инструмент народный, очень благородный» (2часть) Длительности нот, домра, балалайка, дуэт, динамика, дирижер, оркестр. 1
6 Март «Путешествие в музыкальный театр»

 

Театр, опера, либретто, балет, режиссёр, детская опера,

музыкальная сказка «Незнайка».

1
7 Апрель «Из тростниковой трубочки

появилась дудочка»

Флейта Пана, блок – флейта, кларнет, туба, роговой оркестр, саксофон, духовой оркестр. 1
8 Май «Инструменты хороши – пой под музыку, пляши!» Подведение итогов.

Выбор лучшего «Музыкального букваря»

1
Всего часов 8

 

Программа проекта разработана, учитывая ФГТ, возрастные и индивидуальные особенности учащихся и ориентирована на:

– воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности, потребности общения с явлениями музыкального искусства;

– формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, а также компетенций для обеспечения успешности учащихся в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Основу учебно-тематического плана проекта составляет материал, в рамках которого учащимся будет не только доступно, но и познавательно – интересно выполнить самостоятельную творческую разработку рабочих тетрадей. Отвечает детским запросам и позволяет выйти за рамки учебных программ основных дисциплин, благодаря расширенному и углубленному взгляду на изучение основных тем. Возможность практической деятельности учащихся сочетаться с образовательным, познавательным характером занятий.

Формы и методы контроля:   

Контроль полученных знаний осуществляется в форме устного опроса (с использованием различных форм) на занятиях, обмена мнениями о прослушанном музыкальном примере, творческих заданий (оформление «Музыкального букваря», подбор материала), концертных выступлений.

Промежуточный контроль по оформлению букварей осуществляется после 3 занятия, итоговый – 7 занятия.

Критерии оценки «Музыкального букваря»:

– грамотность в определениях пройденных понятий;

– творческий подход к оформлению (объем наглядности, аккуратность, яркость, образность, наличие иллюстраций, самостоятельности мышления);

– содержательность «Музыкального букваря» (наличие самостоятельно изученных понятий и терминов, количество);

Описание материально-технических условий реализации проекта:

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебная аудитория (концертный зал), предназначенная для реализации образовательного проекта, оснащается музыкальными инструментами, звукотехническим оборудованием, для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Анализ и рекомендации по проведению занятий в рамках проекта:

Для реализации идей проекта, как показала практика, определяющими оказались не только профессиональный подход и сотрудничество преподавателей. Важной составляющей успеха явилось их желание «жить жизнью проекта» на протяжении всего учебного года, сохраняя энергию, позитивный настрой в поиске новых форм преподнесения материала, которыми можно было не только обучая удивлять учащихся, но и эффективно мотивировать на интересную самостоятельную работу. В уровне качества проведения занятий большое значение имеют компетенции ведущего педагога, который одновременно выступает и в роли организатора познавательной деятельности учащихся, и партнера, консультанта в их самостоятельной работе. Доброжелательный тон, создание творческой обстановки, приближенной к домашней, были приоритетны при разработке уроков и реализованы на практике. Это необходимо для снятия напряжения и, что особенно важно, для формирования уверенности, успешности учащихся при их выступлениях с концертными номерами. Ведь для многих из них в рамках занятий – первые шаги на сцену, и от того какая будет дальнейшая концертная деятельность огромное значение будут иметь полученные первые впечатления и ощущения.

Важным стало, чтобы занятия проходили в нестандартной урочной форме. Это не лекция, когда учащиеся выступают как пассивные слушатели. Скорее, беседа – диалог, с постоянным воздействием на реакцию восприятия учащихся, содержащая этапы объяснения нового материала, с проверкой знаний, закреплением, а также – с концертными выступлениями учащихся, музыкальные номера которых помогают в раскрытии, освоении материала, служат основой для слухового анализа. Таким образом, учащиеся сами участвуют в преподнесении нового материала, поисках средств и методов для достижения результатов, на протяжении каждого из занятий находятся в действии, направленном на изучение, восприятие, поиск, обобщение, общение.

Каждое занятие сопровождает учебная презентация, содержащая материал из лучших образцов мировой музыкальной и художественной культуры. При создании учебной презентации учитывались следующие задачи:

– подборка видео – материала (отрывки из выступлений выдающихся исполнителей) должна служить наглядным материалом для обучения, восприятия и решения воспитательных задач;

– содержать элемент рефлексии и образования – музыкальные номера из мультфильмов, детских спектаклей, балетов для детей, на примере которых учащиеся в практической деятельности могли показывать результат освоения материала, теоретическую подготовку;

– раздел презентации, в содержании которого ставится проблема, задача, учащиеся находят выход из ситуации, применяя свои знания;

– блок слайдов, посвященных проверке знаний в игровой, поисковой деятельности учащихся (ребусы, загадки). В основе процесса – сотрудничество и продуктивная работа учащихся.

Занятия как условия не только для изучения материала и практики концертного исполнительства, но и для проявления индивидуальных творческих способностей: дети участвуют как помощники ведущей, исполняют роли, читают стихи (например, роль Феи Музыки на 2 занятии, парня – гармониста – 4 занятии), привлекаются учащиеся из старших классов (роль Снегурочки, Арлекино и других героев). Одно из занятий посвящено знакомству с музыкальными театрами разных городов, стран. Благодаря видео – материалу есть возможность совершить виртуальную экскурсию, расширить кругозор. Познавательным и ярким событием стало приглашение в рамках проекта детского оперного театра из г. Архангельска с постановкой «Незнайки» (расширило сотрудничество, мотивировало и вдохновило учащихся на обучение).

Все это позволило быть проекту интересным, запоминающимся и открывающим перспективы для дальнейшего развития. Если в начале проекта были волнения, что учащиеся воспримут занятия как факультативные и не обязательные для посещения, то на практике наши опасения оказались напрасными. При рефлексии занятий ученики говорили, что мероприятия проходят незаметно быстро, не успевают устать, что подтвердило оптимальность выбора формы и методов урока.

Выводы по реализации проекта:

Практика организации и проведения данного проекта для выбранной аудитории (учащиеся 1 класса) в нашей школе была новой, но необычайно продуктивной и перспективной для своего развития. Анализ результатов показал, что интерес детей, родителей и преподавателей к проекту оказался достаточно высоким. Подтверждением стали положительные отзывы всех его участников и достигнутые ожидаемый результат, основная цель и поставленные задачи.

По наблюдению преподавателей и родителей, к концу проекта увеличилась усидчивость учащихся 1 класса, их внимание, восприятие, культура поведения в концертном зале. Возрос интерес к обучению в целом, дети с нетерпением ждали каждое занятие, интересовались предстоящими мероприятиями, повысилась мотивация к обучению в ДМШ.

Увеличилось количество детей, участвующих в проекте. Всего учащихся 1 класса – 40 человек. В начале проекта – 90%, к концу – 97%. Количество выполненных букварей: в начале вели работу 85%, в середине года подключилось к работе 10%, в итоге к концу года – 95%. Большинство работ поразили и удивили своим творческим подходом и отношением [Приложение А. Рисунок А.1, рисунок А.2]. Такой первый опыт в разработке тетрадей с музыкальным глоссарием для учащихся 1 класса, будет важным, полезным в их обучении, так как он стал подготовительным этапом для их дальнейшей исследовательской деятельности, а также, способствовал развитию наглядно – образного и критического мышления, творческому и семейному сотрудничеству.

Если на первом этапе проекта большинство родителей выбирали роль наблюдателей, то в процессе работы их отношение изменилось: основная часть родителей готовы заниматься творчеством с ребенком (показало анкетирование и оказанная помощь в подготовке букварей, выступлениям), увеличилась посещаемость занятий. Такая новая форма сотрудничества достигла желаемых результатов: общение с родителями выявило снижение их тревожности и активизацию семьи в поддержке своих детей в обучении.

Увеличилось количество преподавателей, желающих, чтобы их ученики участвовали в концертной деятельности проекта, а также привлечению учащихся из среднего и старшего звена.

Практика концертных выступлений в рамках проекта позволила формированию у учащихся 1 класса уверенности и успешности, раскрепощению перед выступлениями, а значит гипотеза подтвердилась: внедрение в учебно-образовательную деятельность учащихся 1 класса проекта «Музыкальный букварь» способствовало их самореализации, приобретению начальных профессиональных навыков, формированию уже на начальном периоде обучения основных компетенций [Приложение Б. Таблица Б.1]. Межпредметый характер проекта позволил совместить теоретические дисциплины и музыкальное исполнительство, тем самым, повысив интерес к отдельным предметам, и став хорошим опытом для проявления себя в новых условиях.

Таким образом, проект позволил объединить разную деятельность учащихся: концертно-исполнительскую, учебно-познавательную, образовательную, реализовать себя, свои индивидуальные возможности на практике, общению на начальном периоде обучения, адаптации к условиям ДМШ. Способствовал достижению желаемых результатов, профессиональному самоопределению, возможности раннего формирования профессионально – значимых умений учащихся. Стал важной составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием для практики музыкального концертного исполнительства, отвечая ФГТ. Все эти наблюдения и выводы дали основания для его продолжения, развития, наполнения и рождения новых идей по его дальнейшей реализации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: монография [Электронный ресурс] // Сборник материалов для детских школ искусств: в 2 ч. М.: Минкультуры России, 2012. Ч.1. 118 с. URL:http://rumc09.ru/fgt/arakelova1.doc (дата обращения 15.07.2016)
  2. Пахомова Н.Ю.Проектное обучение – что это? [Электронный ресурс] URL:https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/pahomova-n-u-proektnoe-obucenie—cto-eto (дата обращения: 10.06.2016)
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL:http://pandia.ru/text/78/626/1016.php (дата обращения 03.07.2016)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Итоговый продукт проекта – рабочая тетрадь «Музыкальный букварь»

(образец страниц из работ разных учащихся, рис.А.1, рис.А.2)

Рисунок А.1

Рисунок А.2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица Б.1

Формирование компетенций учащихся 1 класса

в условиях проекта «Музыкальный букварь»

Общекультурные компетенции  Через опыт знакомства, изучения творчества зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных инструментов, традиций, развитие музыкального вкуса,

исполнительской и слушательской культуры

Ценностно – смысловые ценность семьи, гармонии, красоты через общение с шедеврами музыкальной культуры в исполнении великих музыкантов, способность видеть и понимать окружающий мир
Учебно – познавательные учебный материал, музыкальная и исполнительская грамотность, навык слушания и анализирования
Информационные самостоятельная работа с источниками информации при подготовке «Музыкальных букварей», подборке иллюстраций, работе с музыкальным текстом, навык умения делать выводы из полученной информации, понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности, задавать вопросы

на интересующую тему

Коммуникативные общение в разных ситуациях, при подготовке к выступлению, друг с другом, учащимися из старших классов, коллективное музицирование
Личное самосовершенствование духовное и интеллектуальное саморазвитие, индивидуальные способности, концертного публичного выступления, успешности, качеств личности
Социально – трудовые работа в сотрудничестве, потребность трудиться,

роль носителя культуры, мотивация обучения

 

Комментарии закрыты.